Карта сайта
Поиск по сайту


Rambler's Top100

Сибирский филиал Института наследия | Культура Сибири | Журналы Сибирского филиала Института наследия | Библиотека сайта | Авторский взгляд | Контакты
Места памяти | Краеведческая страница


Статья подготовлена при финансовой поддержке
РГНФ, проект № 12-01-12040в «Информационная
система "Культурные ресурсы Омской области"»


ИТОГИ по-омски, или культурные события года Змеи

 


Подходит к концу 2013 год, и сайт Культурологических исследований в Сибири представляет традиционный обзор того, что больше всего волновало сердца и души омичей в уходящий год черной водяной змеи.

Что касается самой, пожалуй, заметной и касающейся всех без исключения жителей Омска сферы, – архитектуры, то тут 2012 ознаменовался долгими спорами вокруг колеса обозрения в Воскресенском сквере. На самом деле даже не вокруг собственно колеса обозрения, а только вокруг проекта аттракциона. По замыслу создателей, среди которых оказался и главный архитектор Омска Анатолий Тиль, «чертово колесо» на улице Партизанской должно полностью преобразить весь центр города, позволить старому двухэтажному Омску заиграть новыми красками. Противники оказались как раз против такого «расцвечивания» исторического центра, – дескать новый архитектурный ориентир разрушит всю самобытность и «красоту» главных улиц Омска. В итоге проект пока так и остался на бумаге, теперь он будет рассматриваться на градостроительном комитете Омского городского Совета, где вокруг него будет сломано еще немало копий.

Театральную публику Омска, несколько традиционную, до глубины души поразила постановка Молодежного театра из Словении. Уже через полчаса после начала спектакля «Будь проклят тот, кто родину предаст!» (режиссер Оливер Фрлич) недоуменные, а зачастую и возмущенные горожане начали уходить из театра.В программке говорилось о том, что "с юмором и теплотой спектакль рассказывает об истории словенского народа после не столь давней балканской войны, разделившей родных и близких на врагов и друзей". Впрочем, даже взрослые зрители оказались не готовы к теплоте и юмору по-словенски, – обнаженные сцены и ненормативная лексика со сцены, поданные в самом циничном стиле вызвали шок у неподготовленной публики, ожидавшей увидеть академический театр. А вот критикам нравится: они называют пьесу одним из ярких событий современного европейского театра.

В фотоискусстве достойна упоминания четвертая омская фото- «Сушка», которая прошла в Воскресенском сквере, – это уникальный проект, где каждый фотограф может выставить на всеобщее одобрение (а бывает и порицание) собственные работы и получить в свою коллекцию работы других фотохудожников. Экспозиция носит такое название из-за экстравагантной экспозиции работ, - они просто вывешиваются на открытом воздухе, как сушат белье, отсюда и название. И любой человек может сорвать понравившееся фотографию и унести домой, желательно оставив взамен свою работу.

Кинематограф запомнился сразу несколькими фестивалями. 24 апреля в Омском Академическом театре Драмы открылся фестиваль дебютного кино «Движение». Его организаторы, поставили перед собой масштабную задачу, – собрать на одной площадке всех, кому интересен мир кино, – актеров, режиссеров, продюсеров, и конечно зрителей. В рамках кинофестиваля прошли мастер-классы известных российских режиссеров. Основными гостями фестиваля стали молодые режиссеры, – акцент организаторы сделали на кино молодом, молодом, как состоянии духа, синониме вызова и способности рисковать.

Кроме того, в Омске в шестой раз прошел фестиваль Любительского кино. Жемчужиной форума стал показ фильмов участников Международного проекта «Кинопоезд», его суть заключается в том, что каждый из молодых режиссеров, большинство никогда не бывавших в России, за месяц создают ленту с собственной трактовкой стереотипов о России. А съемки и монтаж проходят непосредственно в дороге. Кроме того, в рамках внеконкурсной программы "Кино и время" гости форума увидели фильмы из фондов Российского государственного архива кинофотодокументов (Красногорск-Москва) и Западно-Сибирской киностудии. А соседи из Новосибирска предоставили уникальную историческую хронику Омска советского периода.

Одна из самых интеерсных выставок за прошлый год – в Омском музее Просвещения. Называлась она "Компьютер. Для дум или… DOOM" Гости музея приняли участие в интересном (пусть и достаточно специализированном) путешествии в историю компьютеров и всего с ними связанного. Здесь можно было увидеть технику от "древних" 1980-х до нашего времени: материнские платы, процессоры, сопроцессоры, модули оперативной памяти, модемы, накопители на гибких и жёстких магнитных дисках и прочую "начинку". Кроме того, организаторы выставки ввели некий элемент интерактивности. "Здесь каждый сможет почувствовать себя пользователем ПК конца прошлого века, поработав за компьютером IBM PC AT. Также посетители наверняка захотят провести несколько десятков минут, играя в легендарный "Дум" Джона Кармака.

Пожалуй, самым урожайным оказался год в плане выставок изобразительного искусства. Это и выставка полотен Зураба Церетели, среди которых монохромные графические листы, объемные эмали, а также станковые скульптурные произведения и бронзовые рельефы.

«Соединенные Штаты Сибири», как память областническому движению, однако совершенно без политического подтекста. Самый брендовый художник Омска Дамир Муратов представил здесь свои новые работы из цикла "Если бы они родились в Сибири". Судя по этим картинам, судьба Майкла Джексона, Элвиса Пресли и Майка Тайсон могла бы сложиться совершенно иначе. Новых произведений Муратова ждали с нетерпением, вернисажи с участием автора ЧЕбурашки и Микки МАО всегда становятся событиями в культурной жизни Сибири.

И, конечно же, великолепная «Сибирь XI», которая собрала лучших художников и скульпторов от Урала до Дальнего Востока. 6 тысяч квадратных метров, – весь выставочный зал областного Экспоцентра оказался в буквальном смысле заполнен произведениями искусства, - от народных украшений и гобеленов из конского волоса до работ сибирских абстракционистов и футуристов.
Кроме живописи, омскую публику радовали и концерты, в том числе звезд мировой величины. После одиннадцатилетнего перерыва концерт в нашем городе вновь дала Земфира, им она завершила уральско-сибирский тур. И хотя выступление певицы аншлаг в СКК имени Блинова не собрало, сама исполнительница осталась довольна приемом омской публики. Певицу дважды вызывали на бис, и публику даже не отпугнули песни из нового альбома, которые Земфира преимущественно и исполняла.

Кроме того, Омск с гастролями посетили и финские рокеры – всемирно известная группа The RASMUS. Клуб Ангар, где выступали музыканты, был забит до отказа. Финны выступили со своими лучшими хитами, спели даже «Чебурашку» (очень уж им понравился этот герой Э. Успенского), восхитились «невероятно экспрессивной омской публикой» и дважды выходили на бис.

Таким бы год черной водяной змеи, - интересным, ярким и, несмотря на то, что сами омичи не всегда считают что в родном городе может произойти хоть что-то интересное, – очень увлекательным. Наша редакция будет следить за всем интересным в культурной сфере города и области.

Павел Ремнев

 

 






© Сибирский филиал Института наследия, Омск, 2009–2016
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ
Финансовая поддержка: РГНФ, проект 12-01-12040в
«Информационная система «Культурные ресурсы Омской области»